Практика и
перспективы развития туризма в
Юго-Восточном
Подмосковье.
1
Сложившаяся структура туристского региона по видам туризма.
Сложившаяся
структура туристского региона носит “двух сторонний характер”: в первую очередь
это касается соседствующих районов Юго-Восточного Подмосковья. представленных в
работе это Егорьевский, Воскресенский район с явно
выраженной и хорошо сохранившейся историко-культурной базой Егорьевского
района. К такойже ситуации можно отнести Коломенский
и Луховитский районы московской области. С одной
стороны это стандартные зоны рекреации в той или иной степени, используемые в
городах Юго-Востока с некоторыми чёткими выявлениями
специализации отдельных рекреационных зон. В основном данная характеристика
касается тех районов в которых плохо выражены историко-архитектурные памятники
или нет возможности использования данных объектов ввиду ряда причин. Поэтому в
Воскресенском и Луховитском районах преобладают такие
виды туризма, как спортивно-оздоровительный, самодеятельный с посещением местных
зон рекреации природного назначения.
Другая сторона
касается уникальных исторических территорий, что даёт возможность привлекать
туристов из других областей Подмосковья. Территории обладающие подобным
потенциалом должны развивать систему средств размещения используя уже созданные
ранее объекты и реставрируя их. Рассматривая историко-архитектурные объекты Егорьевского, Коломенского, Воскресенского и Луховитского районов, позволяют нам сказать о равномерном
расположении данных узлов рекреации с ярко выраженными центрами.
Принимая во
внимание важнейшие факторы уникальных исторических территорий,
природно-рекреационных ресурсов, принятые программы развития туризма всё это
даёт чёткую сложившеюся структуру по видам туризма в Юго-Восточном Подмосковье.
Именно принятые программы дают основу для развития внутреннего туризма и служат
точкой опоры для реализации структуры туристских районов Подмосковья, с их
конкретными целями и задачами.
На примере
городов Юго-Восточного Подмосковья можно сказать, что развитие туризма хорошо
выражено только на краеведческом уровне и удовлетворяет только часть
потребностей населения. В каждом городе присутствует краеведческие музеи,
кружки или общества. Есть чёткие, устойчивые, направления в популизации
районов Подмосковья, но лишь только на местном уровне. Такие города как Егорьевск, Коломна хорошо представлены с точки зрения
историко-культурного наследия, для двух городов характерно хорошо развитая
рекреационная сеть, включающая в себя экскурсии различной тематики, имеются
спортивные лагеря, охотничьи хозяйства, природные памятники и следствие чего
сходные направления в туризме:
1 Позновательно-экскурсионные туры различной тематике
2 Организация
охотничьих и рыболовных туров
3
Самодеятельный туризм
4
Экстремальный туризм
В Егорьевском районе существует конная база для прогулок по
специально выделенным трассам. Учитывая плотность лестных массивов обладающих
лечебными свойствами, то район Егорьевска следует
рассматривать как перспективный для переноса сюда средств размещения различного
характера.
Учитывая
соседство Луховитского и Воскресенского районов с Егорьевским и Коломенским это поможет компенсировать
недостаток в историко-архитектурных комплексах, музеев и возможность посещения
их.
2 Система подготовки кадров в регионе и возможности их
гарантированного использования.
Современный
туризм - это мощная, интенсивно развивающаяся индустрия, характеризующаяся
достаточной эффективностью и устойчивыми тенденциями развития.
Туристский
российский рынок стал особо привлекателен для российских предпринимателей в
современных экономических условиях. Когда с небольшими стартовыми инвестициями
и минимальными сроками окупаемости понесенных затрат, характерных именно для
туристской отрасли, особенно для зон рекреации в Юго-Восточном Подмосковье где
зоны туристских объектов требуют восстановления без нового строительства.
За последние
годы в виду резкого увеличения потоков туристов встал вопрос о
формировании профессионально-туристских
кадров и возможности их гарантированного использования особенно в Подмосковье.
Эффективный туристский рынок его динамика развития полностью зависит от
профессиональности предоставляемых услуг. Тот значительный кадровый потенциал
оставшийся в наследство с его профессионализмом и чётко выработанной системой,
к настоящему времени исчерпал себя или не в состоянии отвечать новым форма
экономической деятельности туристских предприятий.
В современных
условиях отсутствие профессионально подготовленных специалистов стало одной из
основных причин медленного развития туристского региона московской области.
Ежегодный
анализ кадрового потенциала туристских организаций за период с 1993 по 2002 г.
показывает, что потребность современного туристского рынка в профессиональных
кадрах очень велика и подготовка их должна осуществляться в туристских вузах.
Современным
работодателям нужны специалисты с четкой мотивацией, на конкретную туристскую
специальность, со знанием законов развития современного туристского рынка, с
владением иностранным языком в рамках выбранной специальности и умением
пользоваться компьютерными программами туристского бизнеса на базе современных
информационных технологий.
Целенаправленная
профессиональная подготовка менеджеров - специалистов по продажам,
бронированию, и др. позволит резко повысить взаимомотивацию
работодателей и специалистов-менеджеров
Юго-Восток Подмосковья обладает высоким рекреационным
потенциалом, обусловленным множественными факторами, требующими
профессионального подхода. Особенно важно сохранить и гарантированно
использовать профессиональный потенциал будущих туристских кадров в данном
регионе. Наряду с этим необходимо сформировать у каждого будущего специалиста
корпоративное сознание личности и заинтересованности в успешности применения
своих профессиональных навыков в области туризма на практике. С этой целью
должны функционировать все туристские учебные заведения Подмосковья.
Важный узел в системе подготовки кадров в
Юго-Восточном Подмосковье является Воскресенский Институт Туризма на базе,
которого формируется будущие специалисты для данного региона. Начиная с 99-го
года, студенты стали плотно знакомиться рекреационной сетью своего района, за
тем по мере расширения Воскресенского института туризма в неё вошли
соседствующие районы и их зоны рекреации. В последствии разработанная программа
о развитии туризма в Воскресенском районе дала основу принятие конкретных
решений и поставленных задач. Большой опыт в практическом усвоении о
современной ситуации сложившийся в регионе дали участие в научно практических
конференциях касающихся Подмосковья особенно его Юго-Восточной части. Было
проведено множество исследований, прогнозов, перспективных научных докладов всё
это помогло сформировать непосредственную принадлежность к родному Подмосковью
и стремление использовать свой потенциал в развитии туризма Юго-Востока.
Современному
туристскому рынку с его быстро растущими и меняющимися требованиями нужны
специалисты с определенными «рыночными» качествами. Развитию и формированию
таких качеств способствует организация самостоятельной работы студентов в
процессе освоения учебных дисциплин.
Данная
деятельность студентов требует четкого руководства и корректировки со стороны
преподавателей и рассматривается как наиболее важный элемент подготовки будущих
специалистов. Самостоятельная работа является элементом воспитательной работы:
у студентов формируется самостоятельность мышления, развиваются практические
навыки, повышается культурный уровень, а также основой моделирования
профессиональной деятельности в учебном процессе.
При разработке
концепций самостоятельной работы студентов необходимо учесть нюансы
социально-психологических особенностей. С целью более правильного планирования,
организации и контроля самостоятельной работы с каждым студентом необходимо
заключить своеобразный договор, который знакомит его с полной информацией о
предстоящей работе. В договоре следует указать: концепцию дисциплины, ее цели и
задачи, учебные материалы, план и темы занятий с перечислением самостоятельных
работ. Для того чтобы студенты регулярно и эффективно выполняли поставленные
перед ними задачи, сохраняя при этом интерес к работе, необходимо первоначально
определить и поставить перед ними цель работы, программу, имеющую для них ясную
логику/ действий, заранее обозначенные контрольные точки (нормативы).
Преподаватель должен осуществлять при этом постоянный публичный контроль. При
выполнении этих задач
В
Воскресенском институте туризма (ВИТ) - филиале Российской международной
академии туризма появилась тенденция к более детальному изучению данной
инновационной технологии обучения и существуют все необходимые предпосылки для
ее успешного внедрения в учебный процесс. Прежде всего, это связано с наличием
студентов, находящихся на длительной (до 6 месяцев) стажировке за рубежом,
студентов-заочников к часто болеющих студентов. Мы имеем творческий
профессорско-преподавательский состав, который заинтересован в разработке
концепции самостоятельной работы студентов в туристском колледже.
Можно выделить
два основных направления самостоятельности студентов: аудиторная и
внеаудиторная работа. Аудиторная самостоятельная работа студентов включает такие элементы, как работа с
рабочими тетрадями, практические я. анализ ситуаций, деловые игры, а также
выполнение и т. д. Внеаудиторная самостоятельная работа состоит из йующих элементов: рефератов, конкурсов презентаций, ис-щовательской деятельности, написания курсовых и диплом-..f (работ.
и^етодика проведения самостоятельной работы предусматри-gjE-дак индивидуальную работу студента, так и
работу в малой ппе. Преподаватель выбирает методику в
зависимости от ъема самостоятельной работы,
конкретной тематики, использовать индивидуально-дифференцированный подход к
студентам. отсталой группе рекомендуется выполнять практические и творческие
работы, анализ ситуаций, подготовку и участие в конкурсах. а также допускается
выполнение курсовых и дипломных при условии их большого содержания и
практически задаваемого объема материала. По результатам работы преподаватель;
или соответствующая комиссия выставляет общую оценку Такой подход к оценке
дельности студентов позволит создать модель производственного коллектива.
Выполняя,
домашние и практические задания, студенты могут охватить целый ряд смежных
дисциплин и оформить работу в компьютерном классе. В соответствии с этим в ВИТ
ежегодно проводится конкурс презентаций студенческих работ, который стал доброй
традицией нашего Института и вызывает живой интерес и у студентов, и у
преподавателей. У студента появляется возможность «убить двух, а может, и
несколько зайцев», получив оценку сразу по нескольким дисциплинам. Но это
работа не одного дня. это сложный процесс, требующий определенного времени и
сил. В настоящее время перед преподавателями стоит задача объединить как можно
больше учебных дисциплин в одной работе, решая при этом вопросы межпредметных связей, остро стоящих на повестке дня
заседаний научно-методического совета ВИТ. Проводя конкурс презентаций
студенческих работ, руководствуемся Положением о конкурсе, разработанным
творческой группой преподавателей Института.
С применением
этой методики повышается уровень подготовки студентов. У них появляется чувство
самоуважения, уверенности в себе, а также появляется уважение к мнению других,
формируются адекватная самооценка и оценка сокурсников. Данная методика при
правильном ее использовании соответствует основным тенденциям развития
содержания профессионального образования: дифференциации, гибкости и вариативности,
усилению качества профессиональной подготовки будущих специалистов, гуманизации и информатизации образовательного процесса.
При всех
положительных моментах организации самостоятельной работы студентов существуют
и свои особенности, сложности, проблемы, которые мы изучаем и стараемся решать.
К ним относятся:
• сложность
планирования самостоятельной работы по различным дисциплинам, так как
содержание и объем такой работы совершенно не поддаются сравнению;
•
необходимость дифференцированного подхода к каждой группе студентов, а в связи
с этим разработки индивидуальную программу.
Сложившиеся
методика с практическим усвоением даёт будующим
специалистам реально оценивать не только сложившуюся структуру туристского
региона, но и новые потребности в разработке новых видов, направлений в туризме.